Этапы работы при моторной алалии
- Активизация речевого подражания, в том числе собственно подражания (движениям кистей рук, ног, головы)
- Практическое выделение из потока речи слов и предложений
- Формирование слогового восприятия и воспроизведения речи. Вызывание звукоподражаний (утрированное произношение гласных педагогом, отстукивание ритма)
- Работа над слоговыми рифмовками со звуками раннего онтогенеза (отстукивание ритма)
- Развитие направленности внимания на фонологический состав слов на материале слов-квазиомонимов:
- слова, различающиеся только гласным звуком (кит-кот)
- слова, различающиеся согласным звуком (кони-пони)
- Понимание основных грамматических форм слов (которые выражают очевидные,
наглядно воспринимаемые и легко обобщаемые значения):
- единственное и множественное число существительных,
- основные и производные формы существительных со значением невзрослости,
- уменьшительно-ласкательное значение,
- значение вместилища,
- видовые формы глаголов,
- числовые формы глаголов,
- родовые и числовые окончания.
- Формирование практического навыка вычленения числовых окончаний существительных и глаголов
- Формирование навыка практического вычленения падежных окончаний:
- Винительный прямого объекта отрабатывается в процессе ответов на вопросы: Кого? (Что?)
- Винительный пространственных отношений формируется в процессе ответов на вопрос: Куда?
- Родительный падеж для обозначения лица, которому что-либо принадлежит, отрабатывается в процессе ответов на вопрос: У кого?
- Родительный падеж в значении материала, из которого сделан предмет: Из чего?
- Для обозначения пространственных отношений: Откуда?
- Дательный падеж косвенного объекта формируется в процессе ответов на вопросы: Кому? Чему?
- Пространственных отношений: К чему? К кому?
- Предложный падеж пространственных отношений формируется в процессе ответов на вопросы: Где? На чем? В чем?
- Мысли и чувства: О ком? О чем?
- Творительный падеж в значении орудия действия отрабатывается в процессе усвоения вопросов: Кем? Чем?
- Для обозначения временных отношений: Когда?
- Творительный совместности действия: С кем? С чем?
- Пространственных отношений: Под чем? Над чем?
- Формирование навыка практического вычленения родовых окончаний существительных, глаголов и прилагательных
- Отработка наиболее простых словообразовательных моделей:
- образование существительных с помощью суффиксов, имеющих значение уменьшительности, ласкательности, невзрослости;
- глаголов совершенного и несовершенного вида
- глаголов с наиболее распространенными приставками
- Конструирование простого предложения:
- составление предложения из 2-х слов типа: Лягушка квакает
- составление предложений из 3-х слов типа: Папа ловит рыбу
- составление предложений из 4-слов типа: Папа ловит рыбу удочкой
- Формирование практических понятий о слове и предложении и практическое вычленение этих элементов языка из потока речи
- Дальнейшая работа по развитию словаря и грамматического строя речи на основе
вычленения фонем и морфем
Этот этап включает в себя:- формирование навыка осознанного вычленения фонем и артикулем и на этой основе — расширение активного словаря и закрепление морфологических обобщений (компенсация апраксических расстройств)
- дифференциация звуков в произношении
- Формирование навыка слогового анализа слова и закрепление на этой основе морфологических грамматических стереотипов, развитие активного словаря
- закрепление представлений о фонематической, слоговой и морфологической структуре слов и грамматических стереотипах в процессе чтения
При коррекции этих и других нарушений речи
рекомендуем использовать программу
«Автоматизация согласных»