Из опыта мамы по преодолению алалии у сына

Марина родила своего сына во Франции. Она делится своим опытом борьбы с алалией, о которой стала подозревать спустя 2 года после рождения сына, и даёт конкретные советы родителям, которые столкнулись с аналогичным нарушением у своих детей. Самыми действенными методиками , которые помогли мальчику, Марина считает Методику формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой и Методику слуховой высокочастотной терапии под руководством Ветвина В.В. (Санкт-Петербург), а также неустанные ежедневные занятия дома по формированию моторики, координации, коррекции эмоционально-волевой сферы. На сегодняшний день (декабрь 2017) сыну Марины, Эжену, 6 лет. Он - ученик 1 класса французской общеобразовательной школы.

Записи от первого лица мамы.

Каких-то записей по занятиям не делала. У меня голова как компьютер, я не забываю, что и как выполняется, знаю месяцы, в которых мой ребенок стал делать определенные успехи.

До начала всех наших сложностей завела я специальную тетрадочку, так как были у меня тайные помыслы о написании диссертации на тему развития ребенка-билингва. Благо в вузе именно такой тип работы был неплохо рассказан, материалов и сейчас не очень много, тем свободных навалом. Проблема для филологов такого плана в том, что редкие мамы соглашаются нагрузить себя тем, чтобы создавать карточки и вносить туда данные по речи ребенка - от его первых слов до смешения двух языков во фразах. Ведь такую картотеку создать нагруженной делами молодой маме очень непросто. Описать правильно и кратко ситуацию, до дня возраст ребенка, участников ситуации. Эти редкие картотеки на вес золота. И были у меня тщеславные помыслы о том, что я-то сама запросто себе материал сделаю, и пусть в 45 лет, но запишусь в российский вуз, на аспирантуру, из которой я в свое время ушла, уже сдав экзамены под сожаление преподавателей, которые видели во мне звезду филологии. Но ситуация у меня была настолько грустная, что было не до диссерстации, с поездками по архивам и выплатой подарочков тем, кто приезжает на зачитывание глав и проверку.

А потом к 2 годам Эжена я поняла, что картотеку не из чего составлять, было 3 слова и меня он звал "тада". Отодвинула тетрадочку и пошла требовать обследования, читала психологию раннего возраста, с трудом осознавая, что у нас нарушение по стольким пунктам... А потом сама на нервном срыве при постановке инвалидности психиатром малышу заболела. Неуправляемый истеричный мальчик, мои боли в животе, таблетки, которыми мне разрушали иммунитет, я из этого выкарабкивалась, как солдат из под танка в войну. Наверное, как первый совет любой маме - это собственное осознание, что проблема есть и с ней могут помочь. Не отворачиваться гордо: это у вас у всех инвалиды, а мой пойдет в нормальный сад, школу, и станет, как все. Не станет... Потому что само собой ничего не будет. Это сразу знать, что с ребенком будет сложно очень долго, и что победа придет.

Обязательна теория для мам. Во-первых, что если ребенок не говорит, то он не слышит. Знаю, что все мамы сгоняли на обследование, у ребенка прекрасный слух. А что у него отсутствует фонематический слух, однозначно он не понимает речь других людей, а действует по догадке - это маме не понятно. "Он умный!", а вы послушайте Новикову, и она расскажет, сколько таких умных деток у нее в школе. Никто не раскачивается, не смотрит в пустоту, а говорить не может. Ушки-то не работают.

Скажу честно, до любого начала занятий с ребенком мать должна осознать именно эти пункты. Иначе ее подход к ребенку будет неверным и в жизни, и в ее домашней помощи.

С чего в плане речи начала я. Когда все мои познания пришли к такой сконцентрированной мысли о симптомах алалии, я стала петь. Нашла бесплатный семинар Новиковой на ютубе. Он часовой, и первые 26 минут - пропевка гласных. Пока ребенок не восстановит главное - корректное их произношение, ничего не будет. Это база пирамидки. Вот мы и начали с нее. Ребенок вырывался, и лежа пинал меня, и сидя пытался мне открутить нос, закрыть рот. 26 минут скандалов под распевки. Ежедневно! И Эжен смирился. Злой был на меня, но то за подарки, то за обещания желаемого, иногда открывал рот. И через полгода этого труда он четко стал произносить все гласные, и вместо расплывчатого Э мы овладели нормальным произнесением каждой.

Не скажу, что Эжен пел в 5 лет, когда мы начали это делать. Подпевал, когда заставляли. Привлекала папу. Где-то через 3-4 месяца добавили занятия опять же по Новиковой на распевку отдельных гласных уже в слогах.

Я сама склеила слоги из карточек Новиковой. По тем же 26 минутам, я расписала весь алфавит и ежедневно мы стали петь слоги: ба-ба-бу-бу-пи-пи-по-по. Все подряд пропевали в одном порядке. Опять же, Эжен пел безобразно, иногда смирно сидел, так как вырваться ему было сложно, но рот держал закрытым. Впрочем, слоги мы ему поставили все. Видимо, на уровне вибраций автоматом ставится произношение, даже если ребенок петь отказывается. Единственное, что он с удовольствием повторял, это в песенках про корову, козу, кота звукоподражательные элементы.

Когда делала занятия с карточками, то он подпевал, но в основном соглашался только пальцы поставить на кружки и следил за тем, чтобы я не сбилась в пропевании гласных и слогов. По таким его замечаниям я и поняла, что он запоминает и про себя повторяет. А мысленная тренировка (спасибо лекциям Диспензы - он мой "учитель" в плане моего самосовершенствования) именно то же воздействие, что и физические действия.

Если по логопедии, то это основное, чем я могу поделиться. Остальное уже не моя заслуга, а врачебная. Петь и пытаться ребенка настроить на имитации звуков бесполезно, если он не слышит, и мозг не реагирует на стимулы. Если реально у мамы ребенок имеет патологию, то без ноотропов, аудиотерапии и микростимуляции вряд ли будут огромные успехи. Все наши ступени развития четко связаны с приемом различных выписанных ноотропов.

Неврологи все разные. У нас их два. Второй против большого количества сиропов и таблеток, пусть они и витаминного типа. Зато выдано задание - нейрологическая гимнастика. У нас она ежевечерне, вместе с массажем языка и щек в целом занимает час. Для ребенок это самый приятный и долгожданный момент дня. Это занятие идет на фоне удовольствия от происходящего: мама делает с ним нужные движения, обязательно вперемешку с нежностью, папа показывает спектакль и задает вопросы, кто и что будет делать из персонажей, то есть это со-творческий процесс создания игры, когда слова вызываются спонтанным желанием ребенка высказать идею, куда пойдет сюжет дальше. Сегодня, когда Эжену скоро уже скоро 7 лет, у папы сдали нервы и разыгрывать представления он не соглашается. Смотрим развлекательные видео, а я выполняю с сыном ту же зарядку. Он стоит на ортопедическом коврике и даже не замечает, как я рисую восьмерки его руками, массажирую акупунктурные точки на лице. Укладываемся в полчаса максимум.

Летом стараемся выйти на велопрогулку. У нас рядом тропа здоровья, добираемся до леса быстро, а там по песчаным дорожкам мы на самокатах, ребенок на велосипеде, едем, останавливаемся для выполнения упражнений, и снова вперед. Ребенок любит палочкой рисовать на песке, перебирает камешки, в среднем такая прогулка больше часа. Это тоже необходимо для развития ЦНС, когда созревающая моторика стимулирует центр Брокка.

Да, ещё про концепцию, которой наш невролог велел следовать - восстанавливаем голову через тело! Спорт с раскручивается и постоянным кружением. Это должен быть общий бытовой фон ребенка. Врач велела приобрести вращающееся кресло . Качели во Франции под запретом, да и вообще на улице ничего по сути для детей. То есть дома нужно сделать доступным то, где ребенок будет тренировать моторику (только что купили, так сын в восторге, просит его раскручивать и млеет в полете.... Я ему говорю, что он тренируется, будто настоящий космонавт). Сперва крупную, а потом и уже добавлять и тренировку пальцев. Но пока он не пройдет через ползание, велосипед, когда ноги и руки скоординированы, мелкая моторика меньше дает эффекта.

Качели по всей Франции запрещены, считаются опасными, травматичными. Поэтому я и купила кресло вращаться, а еще добавила ребенку мешок для прыгания, а сегодня, увидев, как он с удовольствием прятался в него, вылезал (это же яйцо совы! я оттуда эту идею слизала - для деток после кесарева очень важно проигрывать идею рождения, когда сидел в теплом коконе, а потом вылезаешь на свет), то нашла на рынке застегивающееся одеяльце-мешок. То есть посажу туда Эжена, и снова пусть он "рождается" нормальным путем без стресса (я ему говорю типа сказки, что ночь, звезды, но вот встает солнышко, и петушок кричит кукареку - ребенок начинает шебуршиться в мешке и руками вперед высовывается наружу, с чем его и поздравляю поцелуями). Опять же это сотни раз надо проигрывать, чтобы включился еще какой-то центр и дал связи. Опять же со временем это упражнение отходит на второй план. Ребенку через несколько месяцев это становится уже не интересным. Переключились на шведскую стенку, где он раскачивается на тарзанке, спускается с верхотуры по канату.

Совет, скорее всего, этот также индивидуальный. Я же рассказывала о наших особенностях, вот где у ребенка на уровне тела проблема (Эжен часто спотыкался, крутить педали не умел и т.д.), то и надо восстанавливать. То есть подбираться с той стороны, где есть помехи.

Когда эмоционально-волевая сфера придет в норму, мой вариант речевой практики - идти в магазин. Сегодня мы с Эженом вдвоем на самокате ездили в центр города, выбирали вместе несколько покупок, проговаривали "кладу в корзину колбасу", "хочу сок"... Тоже ведь занятие! Но этот этап возможен, когда ребенок становится более сенсорно зрелым, понимает идею взрослого похода в магазин с мамой, может повторить, ибо слышит и понимает полностью речь.

В целом, каждый день приносит такую радость, что утром хочется здороваться с цветами на подоконнике и чайником) Естественно, что вызывание у себя положительно заряженных чувств тоже является следствием самовнушения, тренировки. Мне пришли на помощь книги Зеланда. Я бы сказала, что маме требуется не меньше помощи, чем ребенку, ведь переживания по поводу здоровья детей являются самыми травматичными. Восстановление речи - процесс длительный, и как говорил безумный шляпник, сто раз хочется подохнуть, пока получишь желаемую победу. На сегодняшний день мой Эжен, сделавший за эти полтора года огромный рывок в своем развитии, проявляет ежедневно свой характер, бунтует, огрызается, отказывается идти на занятия к логопеду, делает вид, что он не осваивает школьную программу, хотя потихоньку учится читать.

По моим наблюдениям, самый крупный вклад нам дал именно ВВ, как Веткина называют) Даю ссылку на группу https://vk.com/club46209966 Там об этом методе, кстати американском, все объяснено. Я работала всегда с ребенком, но без этого ключа мне было, что в закрытые двери головой биться. Сейчас мы проходим обучающую звуковую терапию, с нее дети скачками развиваются. То есть не мог ребенок освоить чтение, а после курса в два дня начинает легко читать. И с остальным, что тормозит. Я на примере сына увидела, как оно работает.

Разговаривала с врачом, и она про связь всех нервных центров мне прочитала лекцию))) У них создана маленькая организация, где сотни детей прошли уже терапию звуком на занятиях с развитием моторики, и всех молчунов и истериков приводят в чувство. Та же идея метода сенсорной интеграции, только еще музыкальное воздействие прямо на слышание костями. Это резко ускоряет воздействие.

Видно, что и у Эжена центр Брока стал работать. Сын достаточно четко многие слова без всякой организации с моей стороны повторяет. А вот когда мы высокочастотную терапию проходили (10 дней по часу в наушниках) так ребенок жаловался, что ему тяжело. В момент прослушивания становился нервным, руки дрожали, суетился. Но объяснила, что это для него же, так соглашался. Одну коробочную игру за другой перебирали, чтобы его отвлечь. Но реально даже непрофессионалу видно, что эта смесь звуков посильнее таблеток воздействует.

Мелкая моторика сама собой улучшилась, то есть запустили нагрузку на крупную, а она в свою очередь простимулировала мелкую. Не думаю, что массаж пальцев утром колечком и пожимание ноготков реально чего-то дало. Я год уж так делала на тот момент, толку не было. Что точно, это связь с речью. Может написать свое имя - может сказать слово.

Наши череповецкие врачи (ВВ приезжает из Питера к своим пациентам) больше нацелены на то, что речь придет сама и спонтанно. То есть когда центр Брока полностью включиться в работу, то вся скрытая грамматика, интонационная структура и все остальное свободно выплеснуться в здоровую речь. То есть, это как раз уход от традиционной логопедии за счет оздоровления самой физической основы речи. Да, было бы здорово...

Я за прием неврологических препаратов, тоже не всяких, выписывали актовегин, я его не стала давать, он на основе крови телят, и всегда остается риск паразитарного заражения. Так что из животных и гормональных базы медикаментов я ничего не применяла. Вот эту инфу в статью для мам! Так как часто доктор выпишет, мама не глядя купит, а зря. Есть и дополнительный важный момент - безопасность средства. Я обсуждала это с нашей неврологом, да и она всегда была согласна с моим подходом - помочь, но не залечить. Мы пока никуда не планируем ехать до лета, и мирно дома трудимся - пение, гимнастика, чтение сказок.

И о ценах. В Питере немного похожие занятия предлагает “Прогноз”. Да этот центр чего только не придумал для всех видов проблем, туда часто на реабилитацию возят, хотя я читала об их методе микрополяризации, точно бы не повела туда. Логопед в Питере от 1700 до 2500 за занятие. А курс реабилитационных занятий в различных развивающих центрах больше тысячи евро за 2 недели.

Занятия нейропсихологического толка в Москве без музыки стоят 2500 рублей за час. В Череповце 600 рублей с музыкой. Тут уж разница ощутимая. Плюс все прилагающиеся вещи, такие как съем жилья, транспорт.


В июле 2017 года Марина прошла обследование у генетика и узнала, наконец, причину, почему её 6-летний сын не разговаривает полноценно до сих пор.


У нас прошло обследование у генетика, когда мои данные сравнили с данным ребенка. Найден ответ, почему он не говорит. У Эжена нашли генетическую мутацию, которая и обуславливает его проблемы. То есть обследование завершено - я передала мою поломанную х-хромосому. Эжена есть генетическая поломка SHROOM 4, от меня. Никер не занимается исследованием этой вещи, слишком редко встречается это. Ген отвечает за интеллектуальное развитие. У меня 1 х-хромосома нормальная, а на второй ветке, которую я дала ребенку, поломка. Второго такого варианта нет, то есть "diagnistique n'est pas prognostique" как сказал доктор Муник (генетик). У меня все гены с этим нарушением. То есть если бы я родила девочку, ничего бы не проявилось, но она могла так же родить мальчика с такой проблемой. Если Эжен станет папой однажды, все его дочери будут как я - носительницами ломаной хромосомы, а мальчики будут здоровыми.

Муник долго объяснял, что мне больше нельзя рожать, так как 1:2 повтор такой проблемы, еле его успокоили, что это не грозит.

Врач сказал смотреть информацию на тему когнитивного обучения. Там то ли курсы для мам, то ли консультация нейропсихолога, в общем, подбирают для домашней программы способы обучения ребенка. А если он не сможет заговорить? Дело ведь не в том, что дурачком останется, но все возможно. Когнитивный метод может выявить, как помочь ребенку - если он способен лишь к жестовой речи, или к письменной, и никто не отказывает, что надо у логопеда заниматься по-прежнему. То есть врач сказал, что тут не таблетки, а только много-много педработы и особых методов развития. И что лимитов ума этот генетический анализ не дает. Никто не скажет, что там... Все виды вариантов возможны, от необучаемости и немоты до нормы. Но ген сам по себе связан с интеллектом. Вот откуда мы бьемся над речью, а ее нет до сих пор. Есть ди-ди- ди и редкие глаголы, существительные. Все заблокировано генетической аномалией, которую я передала сыну, не зная, что все мои гены такие.

Генетик закрывает досье на нас. Ждать нечего в плане продолжения обследований. Когнитивная программа развития, следить за новостями медицины (смешно, это годами копают, а уж про изменения генов я умолчу...), просто надеяться, что такой вид поломки не обязательно повлечет за собой тупоумие и немоту. Сам врач не знает, чем это обернется по факту. Или просто отставание, а при работе и любви в 20 лет это будет нормальный человек, полноценная личность, или можно биться, трудиться, и научить считать до 100, на пальцах показывать свои нужды и остаться инвалидом. Все варианты возможны, и мы не гадалки, чтобы сказать, как оно будет. Просто дальше таскать по развивающим центрам, вкладываться по максимуму, и что будет, то и будет.

А еще, мы сдадим анализы. Моя врач сама предложила. Микроэлементарный анализ... 500 евро это стоит, полный спектр будет выявлен по волосам и крови, при этом выдадут рецепт на антивирусные препараты, если там патогенная флора, которая тоже добавляет нехорошего в состояния здоровья. Я так понимаю, что анализ поможет улучшить питание, самочувствие, но надеяться на то, что это даст сдвиг по речи и уму - не стоит. Проблему мы нашли, теперь просто идти к тому, чтобы по максимуму раскрыть те сохранные генные данные, которые помогут ему найти свое место в жизни и развиться. Прогресс есть, это уже очень хороший признак.

На сегодняшний день Эжен ходит в первый класс французской школы. Со школой всё хорошо, Эжен любит и учительницу, и коллектив. Очень веселый всегда возвращается, а вот домашние задание, которые за 5 минут не торопясь сделать можно, отказывается выполнять. Знаю через других людей, что Эжен спокойно сидит за партой и старательно выполняет задания. И видно, что он уже осваивает чтение, но от меня пытается скрыть свои успехи. Как в 2 года он прятал, что пазлы ему легко собирать, так теперь иногда промахивается, прочитав слова, хотя изображает, что не умеет этого делать.

Наша ортофонист сказала, что необычный высокоскоростной прогресс пошел где-то полгода назад. Точно совпадает с высокочастоткой от Ветвина. Ну и мы потихоньку работаем. Поем ежедневно, 25 минут по видео практикуму Новиковой, по карточкам, которые я сделала. Эжен всеми слогами овладел, с помощью логопеда он может произнести уже практически любое слово. Речь стала лучше, русские слова исчезают, заменяясь французскими. Я бы сказала, идет полный переход на французский, что я говорю по-русски, он для себя отрывочно переводит на язык его мира, в котором он адаптируется. В классе очень общительный, с хорошим поведением, любит расцеловываться с учительницей и даже некоторыми детьми.

С письмом у него хуже, чем у сверстников. Косо-криво, буквы в разные стороны и разного размера, но уже обводные картинки вполне качественно делает. И любит раскрашивать, а чтобы спать не идти, он сколь угодно готов слушать книги и рисовать.

В контакте со мной и другими Эжен старается уже выражать свои мысли более полноценно. Грамматика не сильно качественная, есть еще помесь слов из двух языков, но выбрана французская система, хотя до сих пор толком не использует артикли.

Если бы все новиковские уроки использовать, то прогресс был бы намного лучше. Но я не в состоянии перекроить ее уроки на французский язык. Поэтому продолжает 3 урока в неделю с нашей логопедом, поем вечером, второй курс звуковой терапии скоро закончим. Еще знаю, что надо бы полноценно заниматься упражнениями с мячом. И сил нет... Это надо папу обязательно включать в дело, а он никак( Мелкую моторику развивать надо, для этого у нас сенсорный бассейн, всякая мелочевка, типа деревянных бусин и веревочки, плюс хомяк, которого Эжен по сто раз на дню кормит и держит в ладошках. Утяжелённое одеяло я шила около недели. 4 кг весом! Прошивала на квадраты, засыпала в каждый сектор чечевицу, затем застрачивала. У меня 11 полос таких вышло на длину и 8 на ширину. После отсрочки полос квадраты стали меньше 10 см, я полосы сшила вместе, а потом обернула фланелью и снова прострочила со всех сторон, и пару пододеяльников к ним смастерила. Очень классная вещь, я думаю, что это и натурально, и размер для даже взрослого будет нормален. Ночью сыну жарко, он разбрасывается, так что полностью он не спит под этим одеялом, просто в пижаме, положив ноги на меня. Когда я просыпаюсь, то заново укрываю.

Продолжаем дальше путь развития, прогресс перманентный, питание подобрано правильно, оно должно дать свои плюсы через полгода, когда патогенная микробиота полностью ослабнет, избавив ЦНС от токсинов. А пока планируем на лето снова поездку в Россию, но это еще только в самых общих целях. Я же продолжаю изучать потихоньку современную неврологию, и доказано, что речь связана с общей моторикой тела. Даже Новикова говорит, что при алалии дети не умеют красиво и изящно передвигаться, следуя мелодии. Но есть и обратный момент - как научились себя перемещать в пространстве, так и проще и качественнее словесное выражение стало происходить. Интересные такие вещи, все в копилку и сразу проверять на деле!

По поводу анализа, который мы сделали в Питере - это лучшее вложение денег в здоровье. Во-первых, выдана таблица непереносимостей. Продукты, на которые никто и не подумала бы - свекла, картофель, черный перец, томаты... кормили патогенную микробиоту. У ребенка выявлены 3 бактерии, которые отравляют цнс. Нехватка кобальта, магния, цинка! И без других отклонений этого было бы достаточно, чтобы развитие шло неправильно. Но теперь есть решение. Соблюдаем строгую индивидуальную диету, нашли олигоэлементы, которые надо восстановить. Ребенок заметно подрос, стал крепче. Любой маме я бы посоветовала пройти обследование в ImmunoHealth илти любой другой клинике, которая занимается по анализу крови выявлением интолерантностей и состоянием микробиотыв. Как уже доказано, кишечник - это второй мозг, и он влияет не только на общее здоровье человека, но и управляет его умственной деятельностью.


В общем, Марина не опускает руки и продолжает работать вместе с сыном, параллельно штудируя современные исследования по логопедии и неврологии. При таком подходе, однозначно прогресс у мальчика есть и будет.

Желаем их семье здоровья, веры только в победу, высококвалифицированных , понимающих специалистов на их пути!!!

Если у заинтересованных родителей возникнут вопросы, то Марина по возможности ответит на них. Пишите по адресу marinetim@mail.ru.

С уважением, команда ЛогоПрог.