1.2.3. Проверка щелевых звуков
Щелевые согласные звуки получаются при помощи воздушной струи, прорывающейся через щель, образующуюся органами артикуляции.
К этим звукам относятся свистящие С, С’, З, З’, шипящие Ш,Ж, Щ, а также Х, Х’, Ф,Ф’, В, В’. Некоторые из них также образуют пары по глухости-звонкости.
Неправильное произношение свистящих и шипящих звуков является очень распространённым явлением и носит название «сигматизм».
Звуки С и С’
Недостатки произношения.
1. Губно-зубное произношение. Звучание напоминает звук Ф, в произношении которого как раз принимают участие губы и зубы.
К этому виду сигматизма предрасполагает такая аномалия прикуса, при которой верхние резцы резко выступают вперёд и оказываются непосредственно над нижней губой. Подобная аномалия называется прогнатией.
Также данное нарушение может быть из-за вялости или , наоборот, излишней напряжённости мышц языка, «не желающих» принимать участие в произношении.
2. Межзубный. Язык принимает положение между зубами и вместо свитстящего С слышится низкий и слабый шум. Иногда в таком положении звук по акустическим свойствам вполне похож на настоящий, но всё же его артикуляция неправильна и некрасива. Как правило это происходит из-за неправильного прикуса (между верхними и нижними резцами наблюдается щель). В таких случаях необходима консультация ортодонта.
Также предрасполагающим фактором межзубного произношения являются аденоидные разращения, препятствующие полноценному носовому дыханию, из-за этого дети вынуждены дышат ртом и потому постоянно держат его открытым.
Межзубный сигматизм возникает и из-за нарушения иннервации мышц языка при стертых видах дизартрии.
3. Призубный. Заменяется на звук Т.
Причиной является почти полное или полное замыкание ротовой полости. Это происходит из-за глубокого или закрытого прикуса, когда резцы нижней челюсти полностью перекрываются резцами верхней челюсти. Это нарушение часто сопутствует тугоухости или общему недоразвитию речи (ОНР).
4. Шипящий. Вместо С слышится Ш или Щ.
Возникает из-за аномалий зубо-челюстной системы, нарушений фонематического восприятия и тугоухости, при которой плохо воспринимаются высокие тоны речевого диапазона, вследствие чего свистящие воспринимаются как шипящие.
5. Боковой. Слышится хлюпающий шум, подобие которого можно получить, если, сжав зубы, с силой произнести шёпотом звук Л'. Это происходит из-за вялости боковых краёв языка, которые не соприкасаются с верхними коренными зубами, вследствие чего через образовавшуюся по бокам щель с шумом выходит струя выдыхаемого воздуха.
К такому искажению предрасполагает боковой открытый прикус, узкий язык, нарушений иннервации при дизартрии.
Слова для диагностики
- собака
- колесо
- автобус
- хвост
- сестра
- гусеница
- карась
- восьмерка
Звуки З и З’
Недостатки произношения этих звуков аналогичны недостаткам произношения звуков С и С’ лишь с той разницей, что звуки будут заменяться на звонкий В (при губно-зубном сигматизме), звонкий Д (при призубном сигматизме), звонкий Ж (при шипящем сигматизме)
Данные звуки при минимальных нарушениях слуха и фонематического восприятия могут оглушаться и произноситься соответственно как С и С’.
В таких случаях нужно обязательно обратиться к врачу-аудиологу и специалисту-логопеду или сурдопедагогу.
Слова для диагностики
- зоопарк
- мозаика
- звёздочка
- зима
- газета
- бензин
Звуки Ш, Ж, Щ
Недостатки произношения
1. Звуки Ш, Ж, Щ заменяются на С, З, С'. Обычно являются проявлением физиологической дислалии, то есть нормой развития. Также может быть из-за укороченной подъязычной связки, а также высокого и узкого твёрдого нёба.
Если после 5 лет у ребёнка остаётся дефектное произношение, то следует начать занятия по постановке звуков и развитию фонематического восприятия.
2. Губно-зубное произношение, похожее за звуки Ф и В. («ФАПКА» вместо «ШАПКА»)
3. Межзубное произношение. Причины такого произношения те же, что и при межзубном произношении свистящих.
4. Замена на звуки Х и Г. Может быть из-за слабости мышц кончика языка, короткой подъязычной связки.
5. Боковое произношение. Слышится хлюпающий звук. Язык не принимает участия в артикуляции, и выдыхаемый воздух встречает на своём пути препятствие лишь в виде щели между зубами. Может быть из-за слабости мышц языка или из-за бокового открытого прикуса.
Слова для диагностики
- шуба
- машина
- карандаш
- шкафчик
- железо
- пижама
- ножницы
- жвачка
- щука
- ящерица
- плащ
Звуки Х и Х’
Являются звуками раннего онтогенеза, появляются к 2 годам. Недостатки произношения этих звуков носят название хитизма.
Их отсутствие, в том числе и в стечениях согласных в 4-5 лет, или замена на К и К' или Д и Д' может говорить о достаточно серьёзных нарушениях слуха или фонематического восприятия, о наличии общего недоразвития речи. Для более точного выяснения причин необходимо обратиться к специалисту-логопеду.
Слова для диагностики
- хоровод
- черепаха
- подсолнух
- шахматист
- хижина
- схема
Звуки Ф и Ф’
Появляются к 2–3 годам.
Их отсутствие, в том числе и в стечениях согласных в 4-5 лет, или замена на С и С’, на Й может говорить о достаточно серьёзных нарушениях слуха или фонематического восприятия, о наличии общего недоразвития речи. Для более точного выяснения причин необходимо обратиться к специалисту-логопеду.
Слова для диагностики
- фонарик
- асфальт
- фотограф
- лифт
- фея
- афиша
- конфетка
Звуки В и В’
Появляются к 2-3 годам.
Их отсутствие, в том числе и в стечениях согласных в 4-5 лет, или замена на З и З’ или на Й может говорить о достаточно серьёзных нарушениях слуха или фонематического восприятия, о наличии общего недоразвития речи. Для более точного выяснения причин необходимо обратиться к специалисту-логопеду.
Слова для диагностики
- ворона
- королева
- гвоздик
- вязание
- муравей
- светильник