Дизартрия — характеристика, диагностика и корреционная работа

Дизартрия — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата из-за паралича или пареза. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

Для дизартрии характерно не только нарушение произношения, но и расстройство голосообразования, речевого дыхания, что сказывается на мелодике речи (просодике).

Причинами дизартрии (этиологией) являются локальные поражения головного мозга (инсульты, травмы, опухоли), вызывающие органические поражения тех структур мозга, которые иннервируют речевую мускулатуру.

В зависимости от места поражения проводящих нервных путей выделяют следующие виды дизартрии:

У детей часто выявляется стёртые формы дизартрии.

Стёртая дизартрия – расстройства фонетического и просодического компонентов речи, возникающие вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Основные жалобы при стёртой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажения, замены звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. Также у детей 5-6 лет со стёртой дизартрией выявляется моторная неловкость, быстрая утомляемость при функциональных нагрузках. Такие дети с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицы, завязать шарф. Дети плохо держат карандаш, так как руки напряжены, затрудняются при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики, соответственно, и графическими навыками овладевают с большим трудом.

Патологичекими особенностями артикуляционного аппарата являются паретичность (вялость) мышц губ, языка или, наоборот, спастичность (напряжённость). Могут присутствовать гиперкинезы в виде дрожания языка и голосовых складок. Во время речи наблюдается гиперсаливация, т.е. повышенное слюноотделение.

При обследовании звукопроизношения выявляются смешения, искажения звуков, замена или отсутствие звука. Наиболее распространёнными нарушениями является дефект произношения свистящих и шипящих звуков, дефект смягчения звуков.

Период автоматизации звуков при стёртой дизартрии затянут, у детей с трудом закрепляются поставленные звуки, тем более, если родители не уделяют рекомендациям логопеда должного внимания и не закрепляют поставленные звуки в речи ребёнка.

Для коррекции дизартрических расстройств с целью наиболее эффективной постановки и автоматизации проблемных звуков показаны:

К оглавлению