Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное недоразвитие при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, при котором имеются отклонения в развитии всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя.
ОНР может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи, возможности произносить только звукоподражания типа «МУ-МУ», «АВ» до развёрнутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического несовершенства. При этом важным моментом будут сложности воспроизведения сложной слоговой структуры слова, несформированность фонематического восприятия, низкий уровень речевого восприятия и запоминания.
Самый низкий уровень ОНР – первый. Самый высокий – третий.
ОНР — педагогическое заключение, которое ставят логопеды. Медики (психоневрологи) могут поставить такие заключения как задержка речевого развития (ЗРР), алалия (1, 2 или 3 уровня).
В настоящее время ОНР при своевременном коррекционном вмешательстве можно почти или полностью свести на нет. Это будет зависеть в первую очередь от созданных родителями условий для коррекции речевого несовершенства, от компетентности специалистов, включая медиков-психоневрологов, назначающих стимулирующие речевые функции препараты, и логопедов, проводящих коррекционные занятия.
Если у родителей нет возможности самостоятельно освоить методики работы по преодолению ОНР, то им следует любыми путями добиться зачисления ребёнка в логопедическую группу, где проводятся систематические занятия с логопедом, психологом. В таких группах все режимные моменты подчинены коррекции речевого недоразвития.
Разработанная система обучения рассчитана на 3 года, начиная со средней группы, или на 2 года, начиная со старшей группы. Таким образом, к моменту поступления в школу у таких детей полностью или в большей степени, если бы такого обучения не было, компенсируются речевые проблемы.
Список литературы и методик, освещающих коррекцию ОНР
Для занятий с детьми со 2 и 3 уровнем ОНР
- Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников:
Кн. для логопеда/ Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева, 1999.
Здесь подробно расписана работа по преодолению ОНР от 1 до 3 уровня. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребёнком русского языка в норме и патологии. - Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников:
(Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.:
Просвещение, 1985
Приведены описания игровых приёмов по развитию лексико-грамматического строя речи. - Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет., Москва, 2002.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития
речи у детей 6 лет., Москва, 2002.
Пособие является частью учебно-методического комплекта, широко используемого современными логопедами-практиками.
В нём представлено планирование коррекционной логопедической работы в специализированных группах для детей с ОНР, приведены наиболее интересные конспекты занятий, игровых приёмов. - Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. СПб.:, 2004
Пособие включает три раздела, посвященных логопедической работы в разных возрастных группах — средней (1-й год обучения), старшей (2-й год обучения) и подготовительной к школе (3-й год обучении)
Каждый раздел состоит из перспективного плана работы логопедической группы на год и приложений. Перспективные планы составлены с опорой на типовую программу детских дошкольных учреждений и включают элементы программы «Детство» (учитываются особенное развития детей с нарушениями речи). Приложения содержит обширный дидактический материал к логопедическим занятиям (стихи, подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики и др.) - Филичева Т.Б., Туманова Т.В.Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство
ГНОМ и Д», 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных
учреждениях)
В пособии представлены психолого-педагогическая характеристика детей, программа коррекционного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения.
Для занятий с детьми с 1 уровнем ОНР
- Датешидзе Т. А.Система коррекционной работы с детьми раннего возраста
с задержкой речевого развития. СПб.: Речь, 2004
В книге изложена система коррекционной работы с детьми в возрасте двух-трех лет, страдающих задержкой речевого развития разного происхождения с использованием всех видов деятельности, доступных детям данного возраста. - Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985
При коррекции этих и других нарушений речи
рекомендуем использовать программу
«Автоматизация согласных»