1.2. Непосредственная диагностика произношения

Если вы считаете, что нарушения произношения вашего ребёнка незначительны (нарушены 1-2 звука), а движения органов артикуляции в целом чёткие, то можете сами попытаться оценить характер нарушения и приступить к постановке и автоматизации звуков.

Мы предлагаем вам воспользоваться лексическим и картинным материалом для проверки произношения согласных звуков.

Ребёнка просят повторить слова или назвать картинки, в названии которых проверяемый звук находится в разных позициях: в начале, в середине, в конце, в стечении согласных (стечение согласных — наличие в слове 2 и более согласных звуков подряд).

Предлагаем список слов и картинок для проверки произношения звуков, состоящий в основном из слов с разной слоговой структурой, чтобы можно было точнее оценить нарушение. Очень часто дети 5–6 лет с общим недоразвитием речи правильно произносят 1–, 2–сложные слова, а в словах с более сложной слоговой структурой допускают ошибки. Поэтому очень важно это отметить и начать работу уже непосредственно над развитием восприятия слоговой структуры слова, поочерёдно отрабатывая все типы слоговой структуры.

Диагностику предлагается проводить сразу для каждой группы звуков, несмотря на то, что вроде бы ребёнок правильно произносит некоторые звуки из группы, тем не менее, проверяя их, вы проверяете степень нарушения слоговой структуры. Большое количество слов-замен в столбике «нарушение слоговой структуры» будет сигналом для более детального изучения речевого развития ребёнка и обращения к специалисту-логопеду.

Звуки объединены в группы по характерному объединяющему их акустическому принципу, а также способу их образования. Как правило, нарушенные звуки заменяются звуками из той же группы. Например, сонорный Л' часто меняется на сонорный Й, щелевые на другие щелевые, смычные на смычные, звонкие на глухие и т.п. Далее будут подробнее объяснены термины, характеризующие согласные звуки.

Если в ходе обследования в стечении согласных опускается более сложный по произношению звук, то это ещё не говорит о нарушении слоговой структуры. Обычно, при минимальных нарушениях слоговой структуры опускаются звуки раннего онтогенеза, такие как М, Н, П, Т, К, Г, Б, Д и их мягкие пары. Например, в словах «компот»–«копот», «конфета»–«кофета».

Запись результатов диагностики

Для записи результатов диагностики предлагается завести таблицу следующего вида:

СловоНаличие звукаНарушение слоговой структуры
   
   
   
   
   
   

В графе «наличие звука» отмечается его отсутствие или присутствие или же замену на другой звук. Например, слово «раковина» было произнесено как «лаковина». Значит в столбце «наличие звука» пишем букву «Л». Слоговая структура — не искажена, в столбце «нарушение слоговой структуры» ставим «–».

Если же слово было произнесено со значительным нарушением слоговой структуры, то в столбце «нарушение слоговой структуры» пишем искажённое слово, например, «якина». Нарушение слоговой структуры отмечается, даже если проверяемый звук оказался нормальным, а, например, другой звук в стечении согласных был опущен. Например, «стол» было произнесено как «тол», хотя звук «С» присутствует в речи.

К оглавлению