1.1. Диагностика подвижности и строения органов артикуляции

Эти рекомендации прежде всего адресованы родителям, которые слышат, что произношение их ребёнка далеко от идеального.

В норме в 3 года (некоторые специалисты расширяют рамки до 4 лет) языковая система у ребёнка сформирована. Ребёнок отвечает распространённо на вопросы, может пересказать сюжет небольшой сказки по наводящим вопросам, может заучить и рассказать четверостишие. Владеет предлогами НА, В, ИЗ, ПОД, С. Слоговая структура слов правильная, ребёнок может передать структуру многосложных слов типа «мотоциклист», «соковыжималка», «милиционер». В произношении звуков допускается неправильное произношение Р, которое ставится и закрепляется ближе к 5 годам.

У любого неправильного произношения есть причины, которые и следует найти и устранить по возможности.

Перед тем как оценить характер неправильного произношения, осмотрите органы артикуляции ребёнка: язык, подъязычную уздечку, зубы, твёрдое и мягкое нёбо. Попросите ребёнка:

Если все эти упражнения ребёнку удались, то, скорее всего, проблем с дальнейшей постановкой звуков не будет.

Если вы обнаружили неправильный прикус (зазоры между зубами), то незамедлительно обратитесь к детскому ортодонту.

Если же ребёнок не смог поднять кончик языка вверх, то это может быть связано с короткой подъязычной связкой (уздечкой). Её или можно растянуть с помощью специальных упражнений, или же подрезать, если язык совсем не может приподняться, и кончик языка как бы раздвоен. Для уточнения этой процедуры нужно обратиться к логопеду и ортодонту.

Ещё при осмотре языка вы можете обнаружить, что он слишком напряжён, спинка как бы выгибается или язык «стоит комом», язык вообще плохо двигается, не удаётся поднять кончик языка вверх при нормальной подъязычной уздечке, при выполнении движений вы наблюдаете, что ребёнок напрягает отдельные мышцы рук, лица. При этом речь ребёнка очень смазанная, нарушено произношение большинства звуков. Такой вариант может говорить о поражении двигательных нервов (парезе), которые иннервируют органы артикуляции. Нарушение произношения при поражении двигательных нервов, идущих к органам артикуляции, носит название дизартрии. Это нарушение достаточно серьёзное и требует долгой логопедической коррекции. В таком случае вам следует обратиться к логопеду поликлиники или попытаться попасть в логопедическую группу детского сада (желательно на 2 года), где проводятся ежедневные занятия (массаж, артикуляционная гимнастика, постановка звуков, развитие грамматически правильной речи). Но в то же время вы можете с ребёнком самостоятельно приступить к выполнению комплекса артикуляционной гимнастики, выбирая упражнения, расслабляющие язычную мускулатуру, формирующие правильное ротовое дыхание. Об этом смотрите ниже в соответствующем разделе «Артикуляционная и дыхательная гимнастика, способствующая постановке звуков».

К оглавлению