Введение
В последнее время возросло количество детей с системной речевой патологией. Логопедическое заключение в таких случаях может звучать как общее недоразвитие речи 1, 2 или 3 уровня (ОНР 1/2/3).
Общее недоразвитие речи — это такое системное нарушение, когда нарушены все компоненты языковой системы, а именно: фонетика (или звукопроизношение), фонематическое восприятие (умение различать звуки речи), лексика (или словарный запас) и грамматический строй (умение образовывать новые слова и согласовывать слова между собой). Также ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи признаны нарушения слоговой структуры слова.
Эти нарушения могут выглядеть следующим образом:
- Нарушение количества слогов:
- сокращение (пропуск) слога — «моток» = «молоток»;
- опускание слогообразующей гласной — «пинино» = «пианино»;
- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных — «команата» = «комната».
- Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов — «деворе» = «дерево»;
- перестановка звуков соседних слогов — «гебемот» = «бегемот».
- Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечений согласных — «тул» = «стул»;
- вставки согласных в слог — «лимонт» = «лимон».
- Уподобление слогов — «кококосы» = «абрикосы».
- Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) — «били…били…билитекарь» = «библиотекарь».
- Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) — «нананасы» = «ананасы».
- Контаминации (смешение слов) — «в холодильнице» = «в хлебнице и холодильнике».
Логопеды-практики знают, как важно в работе над коррекцией произношения у ребёнка с ОНР, дизартрией учитывать его речевые возможности и идти в коррекционной работе от более простых слов, состоящих из одного или 2-х слогов без стечения согласных, к более сложным, состоящим из 3 и более слогов, как без стечения согласных, так и с их стечением.
В связи с этим была разработана программа, позволяющая подготовить пособия для автоматизации согласных звуков с учётом типа слоговой структуры. За основу была взята классификация типов слоговой структуры, разработанная Марковой А.К.
Слова разбиты на 15 типов. Таким образом, автоматизировать звуки можно не только в зависимости от положения звука (в начале, в середине и в конце слова).
Предлагаемая программа будет одинаково эффективна как при работе с ребёнком, имеющим логопедическое заключение «ФФНР» (фонетико-фонематическое нарушение речи), когда слоговая структура не нарушается или нарушается незначительно, так и с ребёнком, имеющим заключение «ОНР», когда нарушение слоговой структуры является одним из ведущих проявлений речевой аномалии. В любом случае данная программа позволит проводить коррекционную работу более систематично и планомерно, опираясь на один из главных принципов дидактики «наглядность обучения», так как к каждому слову есть соответствующий рисунок.
Специалист-логопед или родитель сначала определяет, какие звуки нарушены у ребёнка. На основе результатов диагностики составляется план коррекционной работы, согласно которому вы, с помощью программы, подбираете слова и картинки для занятий. Регулярное и систематическое выполнение предлагаемых упражнений поможет быстрее устранить найденные дефекты речи.